Экономика Российской Федерации работает в условиях огромной конкуренции с повышенной эффективностью.
Увеличить конкурентоспособность в таких условиях можно только с помощью улучшения качества изготавливаемой продукции и понижением ее себестоимости, внедрением современного оборудования с целью снижение затрат на сырье.
И одним из способов избежать необходимости в грамотном антикризисном менеджменте является верный и своевременный подход к развитию собственной конкурентоспособности.
Понятие конкурентоспособности
Уровень конкурентоспособности напрямую зависит от множества факторов, основными из которых принято считать:
- уровень конкурентоспособности продукции либо предлагаемых услуг в определенной сфере;
- объем рынка (показатели объема продаж за год);
- разновидность предлагаемых товаров либо услуг;
- доступ к рынку;
- позиции конкурентов на рынке;
- возможности внедрения современных технологий и так далее.
Конкурентоспособность предприятия — это прежде всего возможность вести свою трудовую деятельности в условиях жесткой конкуренции, и при этом не только оставаться на плаву, но и получать ощутимую прибыль.
Повышения уровня конкурентоспособности это:
- полное взаимопонимание между предприятием и потребителями
- знания уровня конкурентов;
- постоянная исследовательская работа развития конкурентов.
При условиях жесткой конкурентной борьбы цены формируются на основании спроса, и любое их изменение может принести потерю части рынка снижение эффективности работы.
Методы
Прежде чем искать пути повышения уровня конкурентоспособности, изначально необходимо произвести оценку.
На сегодня существуют такие методы оценки конкурентоспособности, как:
- матричный;
- метод, в основе которого лежит оценка товаров конкурентов;
- метод, основанный на теории эффективности конкуренции;
- комплексный метод.
Матричный метод
Принцип этого метода заключается в построении системы координат:
- темпы роста продаж обозначается по горизонтали;
- доля предприятия на отечественном рынке обозначается по вертикали.
Мощными конкурентоспособными компаниями принято считать те, которые смогли завоевать большую часть доли на рынке.
Основным преимуществом этого метода считается получение быстрой оценки конкурентоспособности
Метод, в основе которого лежит оценка товаров конкурентов
Данный метод заключается в том, что чем выше уровень конкурентоспособности товара либо услуги, тем выше конкурентоспособность самого предприятия.
Рассчитывается по соотношению цены и качества.
Основным преимуществом считается учет ключевых составляющих конкурентоспособности предприятия, в том числе и его товара.
Метод, основанный на теории эффективности конкуренции
Как утверждают специалисты, по этой теории наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, у которых по сравнению с остальными лучше организован процесс работы всех подразделений и служб.
Сама оценка правильности организации работ подразделений заключается в расчете эффективности использования сырья при изготовлении продукции.
Среди преимуществ выделяют разносторонний учет деятельности предприятия.
При этом стоит отметить, что конечная оценка является недостаточно достоверной для формирования путей улучшения конкурентоспособности.
Комплексный метод
В основу данного метода заложено некое утверждение, которое заключается в том, что конкурентоспособность предприятия определяется интегральной величиной по отношению к определенным потенциалам. При этом сами показатели конкурентоспособности и текущего потенциала при расчете этим методом могут изменяться.
Ключевым преимуществом является тот факт, что можно узнать текущий уровень конкурентоспособности, а также рассчитать динамику на ближайшее будущее.
Из недостатков выделяют следующее:
- потребность в дополнительных исследованиях;
- сложность в расчетах;
- данный метод влечет за собой использование и матричного способа.
Пути
Для того чтобы эффективно увеличить конкурентоспособность предприятия необходимо учитывать:
- принимать взвешенные, обдуманные решения в плане организации и управления предприятием;
- регулярно проводить создание и реализацию как внешней, так и внутренней политики конкурентоспособности.
Ключевыми факторами для увеличения конкурентоспособности предприятия принято считать:
- внедрение современной политики предприятия, благодаря которой, можно успешно повысить конкурентоспособность не только на отечественном, но и мировом рынке;
- наличие квалифицированного персонала на предприятии;
- расширение деятельности предприятия за счет увеличения отечественных и зарубежных клиентов.
Стоит отметить, что к последнему фактору относятся:
- существеннее увеличение качества товара с параллельным понижением его себестоимости;
- полное понимание зарубежных потребителей;
- знание правил ведения и культуры поведения с потребителями из конкретных зарубежных стран.
Помимо этого одним из путей повышения конкурентоспособности является полное понимание уровня конкурентоспособности в отдельно взятой сфере деятельности, а именно:
- технология производства продукции предприятия конкурента;
- метод внедрения в определенную область деятельности;
- финансовая возможность предприятия для осуществления рекламной деятельности.
Стратегия усиления позиции на рынке на примере
При выборе такого пути усиления своих позиций на рынке, первоочередные действия руководства предприятия должны быть направлены на то, чтобы как можно больше расширить свое положение на существующем рынке сбыта.
Для получения максимального эффекта в первую очередь увеличивается объем рекламных акций, создается ее разнообразие, проводятся различные акции, которые способны привлечь внимание максимальное число потребителей.
Если говорить простыми словами, то руководство предприятия должно использовать любые возможные способы, которые позволять переманить к себе большую часть клиентов от своих непосредственных конкурентов. В данной борьбе используются даже самые жесткие способы, которые могут очернить деятельность предприятия конкурента.
Рассмотрим простой пример усиления позиций предприятия на рынке мясной продукции
Мясоперерабатывающее предприятие посчитало, что за 2014 год их доля на этом рынке составляла порядка 35%, что позволило им быть лидером в этой области.
Но при подсчете эффективности работы за 2015 год выяснилось, что их конкурентоспособность снизилась и теперь их доля составляет только 18% и теперь лидером является предприятие конкурент.
Исходя из этого, для усиления своих конкурентных позиций, генеральный директор предприятия принял решение о создании нескольких собственных торговых баз сбыта готовой продукции. На одном из них предприятие будет осуществлять оптовую продажу продукции, на втором — розничную.
После их открытия повелась масштабная рекламная акция, и уже в 2016 году, их доля значительно выросла и составила порядка 40%. Это позволило не только вернуть свои позиции, но и “задавить своего главного конкурента”.
Теперь главным конкурентам необходимы серьезные финансовые вложения для возвращения своих прежних позиций. Но для этого им изначально следует создать свою стратегию, которая даст эффективность. Как показывает практика, сделать это будет весьма затруднительно, и на это понадобиться, по меньшей мере, несколько лет.
Задать вопрос