Анализ долговых обязательств

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженностиОборот дебиторской задолженности (с английского receivable turnover ratio) – коэффициент группы показателей «предпринимательской активности».

Он вычисляет темп погашения дебиторских долгов компании, насколько быстро она получает денежную компенсацию от своих клиентов за реализованные товары (вид работ, услуг и т.д.).

Данный коэффициент оборачиваемости указывает на то сколько раз за определенный период (обычно год) предприятие получало от клиентов оплату в сумме среднего значения остатка непогашенной задолженности.

Он отражает политическую направленность компании в вопросе продажи услуг в кредит и показывает продуктивность взаимодействия с людьми в плане взыскания дебиторской задолженности.

Определение дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность определениеДебиторская задолженность – финансовые обязательства физических лиц или организация перед определенным предприятием. Например, компания продала услугу или товар, но пока не получила денежный расчет.

Дебиторская задолженность всегда сопровождается потерями (косвенными) в общем доходе организации. Суть состоит в том, что предприятие не получило фактическую оплату за свои услуги, а значит не может направить их в дальнейший оборот.

Кроме дебиторской задолженности, которую можно взыскать существует еще такой долг, который не может быть получен из-за ряда обстоятельств:

  • Объявление должника банкротом;
  • Ликвидация заемщика.

Учитывая эти факторы получается, что компания выдает кредиты другим лицам рискуя тем, что задолженность не будет возвращена. Чтобы уменьшить шанс не возврата средств следует тщательно изучить ликвидность и финансовый статус организации – контрагента

Контроль дебиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает на динамику роста суммы кредита в какую-либо сторону. Главная часть управления и контроля задолженности сводиться к уровню оборачиваемости. Результата можно достичь несколькими способами:

  • Повысить общий уровень прибыли от продаж;
  • Снизить дебиторскую задолженность.

Уже на раннем этапе кредитования следует оценивать характер предприятий и лиц. Можно выделить три характерных вида политической направленности организации: сдержанная, устойчивая, агрессивная.

  1. При сдержанных действиях компания стремиться, как можно лучше следить за выданными кредитами, чтобы максимально снизить риски.
  2. Устойчивая активность означает, что предприятие придерживается средних показателей.
  3. Агрессивная политика говорит о том, что компания активно выдает кредиты.

Сферы применения коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности

Где применяют дебиторскую задолженностьПоказатель необходим для того, чтобы определить вектор действий для увеличения объема прибыли организации.

Коэффициент регулярно используется сотрудниками: гендиректор, руководитель по коммерческим вопросам, начальник и сотрудники филиала продаж, директор и менеджеры по финансовым вопросам, отдел безопасности.

Формула вычисления

Формула вычисления долгового показателя представляется таким образом:

Коэффициент оборота дебиторской задолженности = Общей прибыли от сбыта товара/ Средний показатель задолженности по дебиторскому учету.

Важно помнить, что в дроби указывается средний показатель, поэтому должно быть взято число на начало необходимого периода и сложено с результатом на конец срока, затем все делиться на два. Также выбранный период может быть не один год, а, например, четверть или месяц.

Вычисление периода оборота дебиторской задолженности

Вместе с коэффициентом оборота дебиторской задолженности следует вычислять и полный срок оборота операции. Он указывает на число дней, требуемых для образования чистой денежной суммы из дебиторской задолженности. Алгоритм расчета срока операции:

Период возмещения дебиторской задолженности = число дней/На вычисленный коэффициент.

Смысл действий по вычисления периода оборота состоит в выявления среднего показателя дней, требуемых для перевода средств со счета контрагента на баланс компании.

Примеры вычислений

Рассечет на примере компании «Альтера» за последний квартал 2012 года и 1 квартал 2013 года.

Оборот за период4-ый квартал 2012 года1 квартал 2013 года
Итоговый показатель106 546 75295 456 687
Прибыль229 465 90079 546 278
Дни в периоде9092

Итоговый показатель за 2-ой квартал 2013-го = 120 675 342

Для начала потребуется рассчитать среднее значение коэффициента. Необходимо использовать формулу:

Среднее значение 4-го квартала = 106 546 752 + 95 456 687, сумму делить на 2 = 101001720
Среднее значение 1-го квартала = 120 675 342 + 106 546 752 = 1186142832/2 = 593071416

На основе выполненных вычислений становиться возможно выявить коэффициент дебиторской задолженности, используя формулу:

Коэффициент 4-го квартала = 79 546 278/10100120 = 7.87577554
Коэффициент 1-го квартала 2013г. = 0.38691108

Расчет на примере компании «Север Транс»

Расчет дебиторки на примереДля расчета необходима финансовая отчетность, она доступна на официальном ресурсе организации. Для расчета коэффициента необходимо учитывать прибыль, но, если проследить отчетность компании видно, что выручка либо равна нулю, либо не учитывалась.

На этом примере становиться ясно, что не всегда существует возможность вычислить коэффициент и что он может быть равен нулю.

Нормативность показателя оборачиваемости дебиторской задолженности

Нормативный уровень дебиторкиУ коэффициента нет точно определенного значения. Чем выше будет показатель оборачиваемости задолженностей, тем, естественно, быстрее проходит операция между компанией, предоставляющей услуги, и ее контрагентом.

Когда данное значение снижается становиться ясно, что партнер начал затягивать процесс оплаты за товар. Для более детального анализа оборота дебиторской задолженности не лишним будет рассчитать среднеотраслевое значение и сравнить со значением лидера рынка в этой сфере. Таким образом появиться ориентир по показателям.

Итог

Показатель оборота дебиторской задолженности является важным показателям финансовой активности, указывающей на продуктивности работы выбранного предприятия и контрагента. Данный коэффициент особо важен для анализа сотрудниками и руководством компании состояния предприятия. Увеличенный показатель свидетельствует о том, что объемы продаж в фирме увеличились или дебиторская задолженность уменьшилась.

Данный коэффициент напрямую связан с финансовым статусом организации и его ликвидностью, чем показатель выше, тем устойчивее и рентабельнее предприятие. Суть в том, что деньги за предоставленные товары быстрее приходят на счет компании, а значит, могут быть включены в дальнейший оборот для увеличения прибыли или погашения кредитов.

Как обогнать конкурентов, управляя оборачиваемостью «дебиторки»?

Это действительно возможно. На видео приводятся такие моменты как: риски, подводные камни, типичные ошибки, эффективность управления дебиторской задолженностью, кому поручить управление ею и другие. Рассказывает Дмитрий Горин.

Задать вопрос