Анализ долговых обязательств

Дебиторская задолженность: понятие и виды

Кто такой дебитор? Термин «Дебитор» является синонимом к слову «Должник». Это лицо, на которого возложена какая-либо обязанность, например, договором. Дебитором может быть организация, индивидуальный предприниматель и физическое лицо.

Данное понятие не имеет негативной окраски, оно лишь обозначает роль субъекта в хозяйственной деятельности. Одни и те же компании могут быть кредиторами и дебиторами по отношению друг к другу. Например, в договоре купли-продажи продавец выступает в качестве дебитора, пока не исполнена обязанность по поставке товара. С другой стороны, покупатель должен оплатить продукцию, поэтому он также является дебитором продавца относительно денежных обязательств.

Дебиторская задолженность – денежный эквивалент неисполненных обязательств конкретной организации. Её возникновение обусловлено тем, что расчёты между компаниями не могут производиться одновременно с поставкой товара, выполнением работ или оказанием услуг. Это только один из видов оборотных средств коммерческого предприятия.Управление дебиторской задолженностью

Классификация дебиторской задолженности

Существует несколько критериев для разделения данного явления на виды.

По прогнозируемым срокам выполнения обязательств дебиторская задолженность бывает:

  1. краткосрочная – когда поступление платежей ожидается в срок до 12 месяцев с момента возникновения долга.
  2. долгосрочная – выполнение обязательств займёт больше года.

Виды дебиторской задолженностиЭта классификация важна для целей бухгалтерского учёта. Так оплата дорогостоящего технологического оборудования может растянуться не несколько лет, что стоит учитывать при подготовке отчётов о рентабельности работы компании-производителя.

По критерию возможности получения оплаты дебиторские долги делятся на:

  1. Срочные. Дебитор не нарушает своих обязательств, так как крайний срок их выполнения не наступил. Условия коммерческих сделок могут предполагать различные порядки взаиморасчётов, поэтому сам факт наличия долга не говорит о наличие проблемы.
  2. Просроченные. Дебитор нарушает взятые на себя обязательства. Именно с такой задолженностью активно работают специалисты компаний. Они направляют претензионные письма должникам с целью истребования денежных средств, имущества или исполнения обязательств в иной форме. Как исключительный метод работы с должниками, просрочившими свои обязательства, рассматривается судебная защита интересов.
  3. Безнадёжные. Кредитор не имеет правовых оснований взыскать долг с дебитора. Так происходит, например, если истёк срок исковой давности – прошло более трёх лет с момента нарушения обязательства, дебитор долг не признал, иск не был подан. Другое основание признания долга безнадёжным – экономическая несостоятельность дебитора или его ликвидация. В такой ситуации задолженность списывается с баланса предприятия на внереализационные расходы. Нет смысла учитывать в балансе долг, который нереально истребовать.

Просроченная дебиторская задолженностьПросроченная задолженность разделяется на надёжную и сомнительную. Отнесение долга к категории надёжных возможно тогда, когда у кредитора имеются реальные способы получения денег. Например, имущество дебитора находится в залоге и обеспечивает обязательство.

Получение денег по сомнительной задолженности маловероятно. Активы дебитора уменьшаются, имеются другие просроченные долги, рычагов внесудебного давления на руководство организации нет. Велика вероятность признания такой организации экономически несостоятельной.

По объёму мер, предпринятых организацией-кредитором, дебиторская задолженность разделяется на:

  1. Истребованную (компания предприняла все меры, предусмотренные законодательством, для возврата долга).
  2. Неистребованную (у организации есть неиспользованные механизмы получения денежных средств от дебитора).

Что относится к дебиторской задолженности

Что включают в дебиторскую задолженностьСуществует несколько объектов, которые составляют обычную структуру дебиторской задолженности организации:

  • долги по поставленным товарам, проведённым работам и оказанным услугам;
  • переплата в бюджет и во внебюджетные фонды по налогам, пошлинам, сборам;
  • долги по векселям;
  • задолженность дочерних организаций, филиалов, зависимых компаний;
  • авансовые платежи в счёт будущих поставок или выполнения работ\оказания услуг;
  • иные задолженности, например, долг учредителя, который внёс долю в уставный капитал не в полном объёме.

В целом, в хозяйственной деятельности около 90% задолженности приходится на первый вид.

Управление дебиторской задолженностью

Менеджмент дебиторской задолженности – одна из функций финансового управления предприятия. Эта деятельность подразумевает:

  1. проверку контрагентов до заключения договоров, их деловой репутации и состояния активов;
  2. юридическое сопровождение сделок, включая проработку порядка расчётов по контрактам;
  3. претензионную работу с должниками, просрочившими исполнение обязательств;
  4. принудительное взыскание денежных средств через суд.

Управление дебиторкойРабота с задолженностью – сложный и деликатный процесс. В теории механизм очень прост: компания работает с партнёрами на своих условиях. Если возникают просрочки оплаты, то организация начинает вести претензионную работу или обращается в суд.

На практике всё гораздо сложнее. Поставщикам приходится давать длительные отсрочки покупателям, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе с другими организациями. Если компании связывают длительные коммерческие отношения, то все разногласия будут урегулироваться путём ведения переговоров, а не через предъявление официальных претензий.

А судебная защита интересов организации может растянуться на годы, и повлечёт дополнительные расходы.

Даже положительное решение суда, вступившее в законную силу, не всегда гарантирует полное исполнение дебитором своих обязательств.

Конечной целью такой деятельности является сокращение долгов дебиторов до минимума.

Виды

Еще раз о видах дебиторской задолженности — в удобном формате на видео.

Задать вопрос