К сожалению, долги, у которых вышли сроки, а также совсем не выплаченные задолженности – довольно частое явление в нашей стране. С целью максимальной точности ведения бухгалтерской отчетности необходимо вести также резервы по задолженностям, по тем, которые не выплачены, а именно: по сомнительным долгам.
Эта сумма является показательной в бухучете и позволяет изменять вид отчетов. Разумеется, она будет вычтена из объема общего долга.
Нормативные акты и документы по формированию резерва по сомнительным долгам:
- Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть вторая) ;
- Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
Отличие налогового и бухгалтерского учета в данном вопросе
Главное отличие состоит в том, что компания обязана указывать резервные активы в бухгалтерской отчетности, а именно, в официальной части отчетной документации.
Правда, многие фирмы без прибыли резервом не пользуются, тем самым сокращая сумму налогов, что вполне законно.
Можно выявить еще несколько отличий. Их можно проиллюстрировать, для этого мы остановимся на положениях, принятых в прошлых и текущем году.
При формировании резервной суммы учитываются различия в налоговом и бухгалтерском учете:
- В бухгалтерии предприятия наличие резервных средств существующих для погашения сомнительных долгов обязательно. (пункт 70 первого абзаца в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Во время подачи налоговой отчетности создание резерва – только лишь возможно.
- В бухгалтерском учете резерв создается по любым долгам, которые считаются компанией сомнительными. В налоговой отчетности резервная сумма может быть признана, если она возникла в результате долгов за товары и услуги.
Расчет резерва для бухгалтерского учета
Размер резервной суммы на выплату сомнительных долгов бухгалтер компании устанавливает самостоятельно, согласно Положению (РФ № 34н). В этом документе прописаны три способа формирования такой суммы вполне законно:
- Финансовая деятельность фирмы оцениваются согласно всех имеющихся долгов в отдельности. Для каждой задолженности определяется та сумма, которая либо не погашается, либо сроки ее погашения будут отодвинуты. Итоговая сумма резерва представляет собой сумму отдельных долгов и должна быть включена в отчетность предприятия.
- Резервная сумма определяется на основании анализа аналитических данных за последнее время. Бухгалтерия предприятия изучает задолженность за достаточно короткий период (три-пять лет) и рассчитывает средняя сумму дебиторских долгов, которая вносится в резерв, согласно упомянутому выше Положения.
- Отчисления в резервный фонд рассчитываются с учетом просрочки выплаты дебиторских долгов. Этим способом пользуются и налоговики, подробнее о нем в следующих абзацах.
Каждому субъекту предпринимательской деятельности следует остановиться на одном из перечисленных методов формирования резерва по сомнительным долгам и отразить этот способ в учетной политике предприятия. Помимо этого в ней должны быть отражены финансовое состояние должника и показатель его платежеспособности (если выбран первый вариант) или процентная ставка и сроки выплат (когда выбран третий способ).
Чересчур завышенный резерв может повредить репутации предприятия.
Формирование резерва в бухгалтерской отчетности
При подаче документов налогового учета вся сумма по просроченным задолженностям резервируется согласно действующему законодательству (ст. 266 п. 3 Налогового кодекса РФ).
В документах нет нужды указывать способ расчета этой суммы, он один на все случаи жизни, довольно будет указать лишь наличие резервной суммы.
Среди главных особенностей при резервировании средств можно отметить:
- В соответствии со статьей 265, все резервы предприятия не подлежат налоговому обложению. Они включаются в финансовые затраты компании и не имеют отношения к прибыли от реализованной продукции.
- Формировать резервный фонд, а значит выводить финансовые средства из-под внимания фискальных органов вправе компании, платящие налоги на прибыль. Следовательно, в случае, когда была избрана упрощенная модель налогообложения, создавать резервный фонд бессмысленно.
Определяя сумму резервирования, необходимо учитывать просрочку погашения. В частности:
- Когда она находится в пределах от 45 до 90 календарных дней, резерв будет составлять 50% от суммы задолженности.
- При превышении просрочки в 90 суток, необходимо резервировать 100% суммы долга.
- Задолженность, не превышающая 45 календарных дней, во внимание не принимается и не может служить поводом для резервирования средств, равно и на предоставление им налоговых льгот.
Еще одним нюансом создания резервной суммы, который упоминается среди налоговых нормативных актов, являются ограничения. Ее объем не может превышать 10% от дохода компании за рассматриваемый период просрочки. Предприятие само может уменьшить эту цифру, с целью увеличения чистового актива.
К разнице формирования резервной суммы в бухгалтерской и налоговой отчетности специалисты относят:
- Компания может создать резерв по сомнительным долгам в налоговых документах, если ее руководство выбрало метод налогообложения, упоминаемый в ст. 266 Налогового Кодекса. При подаче бухгалтерской отчетности резерв формируется одним из перечисленных выше способов.
- В бухгалтерском учете считается сомнительным долг, сроки оплаты которого еще не настали (бухгалтерия уверена, что либо совсем не сможет погасить задолженность, либо просрочит ее). Подавая налоговую отчетность, учитываются лишь упомянутые просрочки.
К дебиторским задолженностям, дающим возможность бухгалтеру предприятия сформировать резервную сумму, относятся долги, отвечающие перечисленным ниже требованиям:
- Несвоевременное погашение задолженности;
- Долг не обеспечивается гарантией банка либо поручительским договором или закладными;
- Долги связаны с реализацией товара или услуг.
Бухгалтерия предприятия, обычно, сама определяет, является ли существующая задолженность сомнительной.
Проводки
Они сведены в таблице ниже:
Момент наступления события | Проводка | Операция |
---|---|---|
Дата создания резерва или его увеличения | Д 91 - К 63 | Резерв по сомнительным долгам создан (доначислен). |
Дата списания безнадежного долга за счет резерва | Д 63 - К 62 (60, 76, 58-3) | Безнадежный долг списан в счет резерва. |
Дата восстановления резерва в части погашенного долга | Д 63 - К 91 | Восстановлен резерв. |
Д 50-51 - К 62, 58, 71, 73, 76 | Погашение задолженности контрагента. |
Инвентаризация сомнительных долгов
Методические указания, регулирующие инвентаризацию выплат компанией ее долгов (финансовых и имущественных) требуют постоянного мониторинга сомнительных долгов в бухгалтерских документах.
Такой контроль обязательно нужно проводить в каждом случае дебиторской задолженности, это даст возможность вовремя оформить изменения учетной политики компании и зарезервировать необходимую сумму.
Помимо этого необходимо регулярно проверять, куда идут эти средства. Инвентаризацию целесообразно проводить перед началом отчетности.
Пример
Используя данные отдела по контролю за дебиторами, предприятие получает данные о составе дебиторов, сумме их долга и фин. положении.
Всё это будет выводиться на таблицу или в список.
Если использовать условные данные этой таблицы то можно увидеть что предприятие должно выставить счёт дебиторам №1,2 и 4, что в общей сумме 215 тыс р. Далее отразить в учёте сумму.
А далее расчёт коэффициента осуществляется одним из вышеуказанных способов.
Резерв по сомнительным долгам как способ оптимизации налогообложения
На видео ниже организатор юридического треста Владимир Туров рассказывает, как можно использовать резерв по сомнительным долгам для получения налоговых выгод.
Задать вопрос