Каждый год открывается и закрывается тысячи организаций: кто-то не выдерживает конкуренции, кто-то находит более перспективные рынки, кто-то просто теряет желание заниматься бизнесом.
Чтобы закрыть предприятие и не иметь впоследствии никаких проблем с налоговыми службами и иными государственными структурами, необходимо детально изучить все вопросы, касающиеся составления ликвидационного баланса компании.
Должен ли баланс быть нулевым?
Для ответа на вопрос, поставленный в подзаголовке, необходимо знать, что ликвидационные балансы бывают двух видов: окончательные и промежуточные.
Процедуры составления документов обоих типов идентичны, однако время формирования для разных видов различно: если ПЛБ (промежуточный баланс) составляется в начале (и при необходимости в середине) ликвидационного процессе, то ОЛБ (окончательный баланс) формируется после урегулирования отношений со всеми контрагентами, сотрудничавшими с закрывающейся компанией.
Различия в типах ликвидационных балансах обуславливают разные ответы на один и тот же вопрос относительно того, должен ли баланс быть сведённым к нулю.
Для ПЛБ выполнение этого требования совершенно необязательно: определение условий погашения долгов организации перед контрагентами осуществляется после составления ПЛБ, а главной целью формирования промежуточного баланса является определение структуры долговых обязательств компании и последующее их погашение.
К окончательному же балансу в этом плане предъявляются совсем иные требования: поскольку составление ОЛБ осуществляется на завершающем этапе закрытия компании, данный документ должен иметь нулевой баланс (это свидетельствует об отсутствии претензий к ликвидируемой организации со стороны третьих лиц).
На какую дату составляется?
Различия между окончательным и промежуточными балансами заключаются также и во времени их составления. Конкретной даты для ПЛБ не устанавливается: единственное требование к дате для этого документа – характеристика действительного состояния компании в финансовом плане именно на ту дату, которая указана на бумаге в качестве даты составления.
В отличие от ПЛБ, окончательный баланс должен быть составлен строго от даты ликвидации компании, которая возможна не ранее, чем организация выплатит все долги, получит все причитающиеся ей выплаты и перераспределит ранее принадлежавшее ей имущество среди учредителей и иных заинтересованных лиц.
Актуальное законодательство в области ликвидационных балансов
Составление, использование ликвидационных балансов и иные аспекты деятельности, связанные с использованием этих документов, регулируются следующими законами и постановлениями:
- ФЗ №127 «О банкротстве».
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 июля 2016 года).
- ФЗ №208 (от 26 декабря 2015 года) «Об акционерных обществах».
Стоит отметить, что во втором и третьем законах из представленного выше перечня произошли изменения и были внесены дополнения, которые вступили в силу, начиная с 1 сентября 2016:
- Гражданский Кодекс РФ с 1.09.2016 определяет, что в состав ПЛБ должны входить информация о долгах организации, наличествующем у неё имуществе, требованиях к ликвидируемой компании со стороны кредитующих организаций, требованиях, которые получили статус удовлетворённых на основании постановления судебного органа (при этом принятие или отклонение этих требований ликвидационной комиссией значения не имеет).
- Изменения, внесённые в ФЗ №208, определяют, что ПЛБ должен составляться и утверждаться членами ликвидационной комиссии после истечения времени, в течение которого кредиторы и иные заинтересованные лица могут подавать требования и претензии об уплате долга закрывающейся компанией. Также в тексте документа появилось требование о необходимости утверждения положений ПЛБ собранием акционеров общества.
Особенности и порядок составления ликвидационного баланса
Промежуточный и ликвидационный балансы могут быть составлены по одному образцу, разработанному непосредственно на предприятии (единой формы таких документов в настоящий момент не предусмотрено). Составление ПЛБ включает в себя следующие шаги:
- Проведение имущественной инвентаризации с целью определения рыночной стоимости всего наличествующего у компании имущества.
- Требование уплаты долгов от дебиторов (если имеются).
- Продажа имущества ликвидируемой организации на торгах (только в том случае, если компания не имеет достаточных ресурсов для погашения имеющихся обязательств).
- Заполнение бухгалтерского баланса на дату, следующую за последним числом предъявления кредиторами претензий в ликвидируемую организацию.
- Составление приложений к балансу, включающих информацию о:
- имуществе компании;
- требованиях кредиторов к компании.
Составление окончательного баланса происходит следующим образом:
- Проведение имущественной инвентаризации с целью определения имущества, оставшегося у компании после взаиморасчётов со всеми контрагентами (кроме учредителей).
- Внесение информации в бланк документа.
Образец протокола об утверждении ликвидационного баланса
В протокол, утверждающий окончательный или промежуточный ликвидационные балансы, следует включить следующие сведения:
- Полное наименование компании;
- Форма и место организации собрания;
- Время начала и закрытия собрания;
- Список присутствовавших лиц;
- Повестка дня (с подпунктами – вопросами, включёнными в повестку);
- Решения по каждому из вопросов.
Бланк, образец, пример
Что делать, если налоговая не приняла ликвидационный баланс?
На видео ниже разъясняется, как действовать в ситуации, когда налоговая отказала юридическому лицу в ликвидации после рассмотрения ликвидационного баланса.
Задать вопрос